И сегодня традиционно «болевые» проблемы содержания и благоустройства придомовых территорий многоквартирных жилых домов, вызывают немало вопросов у собственников квартир.
Главный вопрос, что входит в состав придомовой территории и кто должен платить за ее содержание? Напомним, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства придомовых территорий , а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Следовательно, придомовая территория входит в состав общего имущества и платить за ее содержание, и в том числе за ее благоустройство, должны собственники жилья. Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного дома, ее эксплуатация и содержание осуществляется вместе с самим домом, из одного источника.
Ранее Жилищный кодекс РСФСР ограничивался тем, что устанавливал обязанность бережно относиться к объектам благоустройства и соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории (ст.142 ЖК РСФСР). Контроль за соблюдением гражданами правил содержания жилого дома и придомовой территории возлагался на жилищно-эксплуатационные организации (ст.22 ЖК РСФСР). Режим общей долевой собственности на общее имущество устанавливался только в тех домах, где были созданы товарищества собственников жилья (ст.1 ныне утратившего силу Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья»).
Теперь в любом многоквартирном доме собственники жилых помещений отвечают за состояние не только принадлежащих им жилых помещений, но и за придомовую территорию и иное имущество. Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности (ст.15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Получается, что чем больше площадь квартиры, тем больше ее собственнику придется платить за содержание придомовой территории и иного общего имущества.
Как же определяются границы придомовой территории, собственниками которой мы стали с 1 марта 2005 года – даты вступления в силу Жилищного кодекса РФ? Отметим, что автоматически передачи придомовой территории в собственность жильцам многоквартирных домов, не произошло. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что для перехода в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости и придомовая территория, должен пройти процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. В свою очередь органы государственной власти обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет земельный участок перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Санитарное содержание является составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Благоустройство придомовых территорий - комплекс проводимых на территории мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий и предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): архитектурно-планировочную организацию территории; озеленение; устройство архитектурного освещения, поливочного водопровода; размещение малых архитектурных форм, объектов городского дизайна, рекламы, визуальной коммуникации и информации, произведений монументально-декоративного искусства.
Управляющая организация на платной основе оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет полную ответственность за предоставление услуг ненадлежащего качества при выборе способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией.
В свою очередь собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В услуги по санитарному содержанию помещений и придомовых территорий, а также благоустройству входят:
– уборка мест общего пользования;
– уборка придомовых территорий;
– уборка подземных паркингов;
– дезинфекция, дезинсекция, дератизация помещений;
– вывоз мусора, снега;
– устройство, стрижка газонов;
– посадка цветов, уход в летний период;
– изготовление металлических ограждений для территории дворов;
– изготовление детских горок и песочниц;
– установка и ремонт летних площадок;
– очистка и покраска облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек Уборка придомовой территории.
Неудовлетворительное санитарное состояние придомовых территорий в настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой ЖКХ. Специалистами служб Роспотребнадзора в ходе проведения мероприятий по контролю в отношении субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постоянно выявляются типичные нарушения. К примеру, такие, как несвоевременная или выполненная ненадлежащим образом уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также несвоевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Заявление об изменении размера оплаты может быть направлено собственником в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации.
Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества. Аркадий Пучков, обозреватель
gkx.ru/tszh/219
|